Гордая птичка Тари
Говорите интереснее, мне скучно
Брэдбери я люблю всякого, а он бывает настолько всякий, что без большой любви и не знаешь, с какой стороны к нему подходить-то. Так что если вам дорог живущий у вас в голове образ "дедушки Рэя, доброго сказочника" - от этого сборника держитесь подальше, чревато ломкой картины мира. Я предупредила.

Был такой сериал - "Театр Рэя Брэдбери", одним своим названием передающий то, что это человек делает. Его тексты - это, в общем-то, театр, с любовно выстроенными декорациями, тщательно продуманными репликами и той дозой романтической приподнятости, без которой сцену легко спутать с реальностью, а этого - по правилам игры - делать нельзя.
Сборник "Воспоминания об убийстве" состоит из ранних рассказов классика (40-х годов), и это многое объясняет: в начале творческого пути писателю приходилось много сочинять ради денег, и сочинять то, что лучше всего принимала публика. А любила она в тот период "крутые" детективы а-ля Рэймонд Чандлер. Вот их-то Брэдбери и пытался сочинять по мере сил. И выходило это у него... своеобразно.
Лучшие тексты сборника, несмотря на всю свою кажущуюся "круто сваренность", романтичны и сентиментальны в той степени, какую не прощают никому, кроме Брэдбери, и то постфактум, уже сильно после "Вина из одуванчиков" и "Марсианских хроник". Потому, видимо, эти рассказы и были собраны вместе только в 1984 году. Ну кто, кроме Брэдбери, может закончить рассказ фразой "Роби улыбнулся, обнял любимую девушку, и их губы слились в долгом поцелуе" - и ему ничего не будет за такое преступление против хорошего вкуса?! Любовь у Брэдбери-играющего-в-крутого-детективщика сильнее, чем кровь. Ну и чем смерть, разумеется. Как любовь пожилого гангстера к юной девушке в "Мертвец никогда не воскреснет". Как любовь простого охранника киностудии к экранной диве, убитой на съемочной площадке, в "Сегодня очень холодно, Диана" (один из любимых мотивов Брэдбери - старый Голливуд, черно-белая магия).
Из прочих текстов запоминаются "Девушка в Сундуке" и, конечно, "Крошка-убийца": Брэдбери опять раскрывает любимую тему детства, на этот раз с неожиданных сторон. В первом рассказе ребенок, узнавший страшную тайну своего семейства, становится мишенью для убийцы, во втором же убийца он сам, вот вам и "детства чистые глазенки" (в ту же тему - рассказ из другого сборника, "Жилец из верхней комнаты";). За что люблю Брэдбери - так это за его способность брать из детства ВСЕ, не фильтруя, не только сахарные радости, но и замогильную жуть; он отнюдь не считает, что ребенком быть легко.
Еще один колоритный персонаж сборника - Коротышка Муллиган, бывший полицейский, считающий своим призванием доводить преступников до белого каления, пока они не сдадутся в полицию или не поубивают друг друга (рассказы "Погибнуть из-за скудоумия" и "Похороны для четверых";).
А еще, как говорится, доставляет изощренная фантазия Брэдбери в отношении изобретения способов и обстоятельств убийства: "Полчаса ада", "Карнавал трупов", "Помяните живых", "Смерть осторожного человека" - без спойлеров, только названия...
В целом - Брэдбери, играющий в нуар, любопытен, вот только здесь он куда театральнее всего прочего своего театра. Для него это игра на чужом поле, пуcть и справляется он с ней вполне достойно.

P.S. Судьба этой книги в моих руках была странна. Я просто-напросто забыла ее на скамейке у дома [info]zombirella в минувшую субботу (когда приходишь к другу на день рождения за неделю раньше срока, перепутав даты, то у тебя есть все шансы его дома не застать). И вспомнила только на обратном пути, когда возвращаться было уже бессмысленно и беспощадно. Дочитывала уже с КПК, слава-слава электронным библиотекам. Вот такой получился стихийный буккроссинг, и если относительно книжки я стараюсь верить и надеяться, что она попала в хорошие руки, то вот вложенная туда в качестве закладки Zaltzburg Card (туристическая карточка, объединяющая проездной билет и пропуск в музеи) мне дорога как память, но теперь уже с концами...

P.P.S. А это уже совсем для узкого круга ограниченных лиц. Благодаря этой рецензии мой рейтинг на Фантлабе перескочил в следующий класс. Не то чтобы меня этот самый рейтинг очень волновал, но символично, что без Брэдбери в моей жизни и тут не обошлось.


@темы: книги, текущее, трудно быть трикстером