После выходных второй день думаю о том, что счастье - штука бессюжетная, а горе - напротив, очень сюжетная и даже сюжетообразующая. Из горя есть куда выползать - к счастью, к свету своей звезды, какого бы цвета ни были ее лучи; из счастья выползать некуда, в нем хочется просто продолжать быть, прирастать этим светом, делиться им и собой и брать свое. Это восхитительный процесс, ни разу не скучный, но в нем не предвидится никакого финала - разве что спрыгивание в горе, как с высокого бордюра. Конечно, любому на голову может сверзиться шальной метеорит, превратив счастье в совсем противоположное. Но тогда мы уже ведем наш репортаж из другой точки. В горе есть потенциальная энергия, в счастье же - кинетическая. Горе подразумевает цель, счастье - процесс. Войны ведутся для того, чтобы наступил мир. Мелодрама нуждается в хэппи-энде. Даже если этого последнего на текущую жизнь для тебя не предусмотрено - у тебя было направление. Хотя бы подспудное, не декларированное. Рыболовный крючок за солнечным сплетением, тоненькая перламутровая лесочка: к счастью, к свету, дружочек. Даже когда ты в него не веришь. Я плавала, я знаю.
Конечно, ничего нового я вам тут не рассказала, об этом еще Аристотель писал. Но у меня тут свой процесс, бесконечное нащупывание того вещества, из которого сделана жизнь; и сдается мне, что вся она, по задумке, по платоновской идее своей - вот такое вот золотое море счастья, в котором плавают наши и чужие сюжеты и сюжетики. Сходил в фигню пешком, герой ты мой культурный, - вернулся, пусть даже другим. Плывем дальше. А если море вдруг меняет краски... ох, это уже совсем другой разговор.
Жизнь вообще штука бессюжетная, этим они со счастьем близкая родня. В ней никогда ничего не заканчивается (да и она сама, говорят, тоже), зато постоянно что-то начинается. Даже эти ваши завершенные гештальты - они нет-нет да и проявят себя, цитатой, жестом, бликом света в глубине хрустального шарика. Завершенный, закругленный сюжет - именно такой шарик, как у Джарета в "Лабиринте".
Жизнь - штука бессюжетная, а нам хочется историй. Оттого мы и прыгаем с бордюра, хотя можно же и менее травматично - книги, кино, путешествия, ролевые игры, наконец. Это не эскапизм, это потребность в литературной обработке, в игре по правилам. Жизнь as is от этого более упорядоченной не становится. В ней нет хэппи и других эндов. Где присядешь отдохнуть, там и энд.
Солнце встает на востоке и заходит на западе, лето уходит в осень: в природе нет сюжетов, есть рефрены. Сюжет распрямляет зацикленную мифологичность, но только затем, чтоб вернуться все к той же бессюжетности. Это время для отдыха. Наши сюжеты не замедлят на нас свалиться, они любят это делать внезапно и из-за угла. Только я лучше заявку на игру напишу и "Идиота" дочитаю.

URL записи