Нынче вечером на одном из бережков Днепра, где-то в кустах острова Гидропарк, офигевшие от такого счастья комары наблюдали следующую картину: сидящих чинным полукружием психов дам и кавалеров, читающих друг другу вслух стихи.
Это у психов дам и кавалеров каждый год, а со мной вот первый раз.
И было это хорошо - настолько, насколько вообще бывает хорошо читать стихи закатному солнцу, которое смотрит тебе прямо в глаза.

Я, правда, слегка нарушила традицию и прочитала один замечательный, но прозаический текст. Но не прочитать его на вечере поэзии с темой "Флора" было никак нельзя.

Хорхе Луис Борхес
Желтая роза

, которого многоустая Слава (вспомним этот его излюбленный образ) провозгласила новым Гомером и новым Данте, однако тихий и неприметный случай означил в ту пору конец его жизни. Увенчанный прожитым веком и общим признанием, он гаснул под балдахином на испанской широкой кровати. Можно представить себе рядом с нею затененный балкон, что взирает всегда на закаты, а ниже – мрамор, и лавры, и сад, что множит ступени в зеркальном квадрате бассейна.

Женщина ставила в воду желтую розу. Мужчина медленно двигал губами, слагая обычные рифмы, которые, правду сказать, и ему самому надоели изрядно:

Царственность сада, чудо природы,
Гемма весенняя, око апреля…

И вдруг наступило прозрение. Марино увидел розу такою, какой ее видел, наверно, Адам в райских кущах, и понял: она существует в собственной вечности, а не в строках поэта. Мы в силах дать абрис, дать описание, но не ее отражение. Стройные чванные книги, льющие золото в сумеречном зале, – не зеркало мира (как тешил себя он тщеславно), а нечто такое, что придано миру, и только.

Мысль эта озарила Марино в канун его смерти, быть может, она озарила и Данте и Гомера тоже.



URL записи