Задолго до фильма я говорила: "Если они сделают достойную битву за Хогвартс - я им все прощу".
Сейчас нахожусь в замешательстве относительно того, какую часть им прощать и что бы включить в эту часть.
По большому счету, из всего, что сделала Роулинг, Хогвартс - это если не лучшее, то по крайней мере самое важное, точка фокуса, в которую сходятся все событийные и эмоциональные привязанности, тот самый микрокосм, ради которого вообще все. Поэтому битва за Хогвартс - это кульминация всего. И поэтому лично я не могла без сердцебиения читать эти главы. И смотреть эти кадры. Потому что все просто - "Мы защищаем школу, которой у нас никогда не было". Мы - это читатели и зрители, вестимо.
И да, вначале это было хорошо. Признаюсь как на духу - плакала. Вытирала тушь, стекающую из-под стереоочков. Они было ухватили нужную эмоциональную струну. И оживление статуй к месту (правда, вылетела реплика из первоисточника, из которой напрямую следовало, что они там всегда стояли специально для этой цели и что Хогвартс всегда был замком, рассчитанным на подобный штурм, а это важно), и ломающаяся защита, и все-все, что там было, пусть даже знаковые смерти остались за кадром. До второго воскрешения Гарри. Мальчик-который-пережил-две-Авады, маму его так и папу.
Дальше было странное - ощущение, что сценаристы читали книжку из секонд-хенда, в которой все последние страницы были вырваны каким-нибудь восторженным фанатом. Финальная битва - это какой-то сплошной печальный фейспалм, вялый и невыразительный, элегический такой, и от полутораминутного рассыпания пеплом Темного Лорда отчего-то хочется зевать, а не ликовать.
Грустно, конечно, что объять необъятное опять не смогли, что вылетело несколько вставных новелл и эпизодов, в той или иной степени важных для сюжета (семейная история Дамблдора, история диадемы Ровены Рейвенкло, Гарри в гостиной Рейвенкло - там еще невыносимо прекрасная Макгонагалл с Империусом). Отрадно, что даже в этих нечеловеческих условиях основную линию и ключевое "как все было на самом деле" смогли пересказать хотя бы пунктиром.
И совсем плохо - впрочем, это и в книге было плохо и низачем, - эпилог. Тут я даже говорить ничего не буду.
Зато очень радует, что уже к седьмому фильму из главных героев перестали клещами тянуть актерскую игру, которой туда не завезли, и стали искать другие средства выразительности. Если помните пятый фильм - там финальная битва в Министерстве была сделана, внимание, без саундтрека, в полной тишине, и этот прием сыграл лучше любых "сделайте нам красиво". В предыдущем фильме лучшие моменты - фоновое радио и безлюдные пейзажи на фоне изнурительного путешествия-бегства наших героев, это создавало атмосферу лучше, чем хоть стопяцот скопипащенных дементоров на весь экран. А здесь - опять неплохо играет саундтрек и его отсутствие, но финальную, простите за выражение, битву это, увы, не спасло.
Впрочем, я думаю, без моего полупрощения они все отлично проживут, а точку они худо-бедно поставили, эпоху со скрипом закрыли. Другой экранизации у нас пока нет, господа. И я не знаю, доживем ли мы до этой гипотетической другой.
(Как справедливо отметил дорогой френд angels_chinese, фильм работает как экранизация и практически не работает как собственно фильм - мой текст выстроен из этой точки зрения.)

ЗЫ. По итогам хочу две вещи: копию диадемы Ровены Рейвенкло (интересно, это вообще реально?) и юзерпик с надписью "Don't call me Albus Severus!!!" с какой-нибудь подходящей картинкой.

URL записи