Лучшие книги - те, из которых хочется цитировать совершенно не относящиеся к сюжету вещи.
Вот из "Ложной слепоты" мне хочется бегать, аки дурень с торбой, вот с этим пассажем:
...для меня теория игр оказалась весьма полезна, — добавил я, поневоле оправдываясь. — В самых неожиданных областях.
— Да? Например?
— Дни рождения, — ответил я и тут же пожалел об этом.
Саша перестала жевать. В глазах у нее что-то блеснуло мимолетно, словно остальные ее личности навострили уши.
— Продолжай, — заинтересовалась она, и я ощутил, как прислушивается вся Банда.
— Ничего особенного. Просто пример.
— Так расскажи. — Саша вскинула голову Сьюзен.
Я пожал плечами. Не было смысла раздувать проблему.
— Ну, согласно теории игр, нельзя никому говорить, когда у тебя день рождения.
— Не понимаю.
— Проигрышная ситуация. Выигрышной стратегии нет.
— Что значит «стратегии»? Это же просто день рождения.
Челси, когда я пытался ей объяснить, сказала то же самое. «Смотри, — говорил я, — предположим, ты всем расскажешь, когда у тебя день рождения, и ничего не происходит. Это вроде как оскорбительно».
«Или, предположим, тебе закатят вечеринку», — отозвалась тогда Челси.
«Но ты не знаешь, сделано это искренне или ты своим предыдущим сообщением пристыдил знакомых отметить дату, на которую они предпочли бы забить. Но если ты никому не скажешь, и никто не отметит твой день рождения, то причин обижаться не будет, потому что, в конце концов, никто же не знал. А если кто-нибудь все же поставит тебе выпивку, ты поймешь, что это от чистого сердца, так как никто не станет тратить силы на то, чтобы выяснить, когда же у тебя все-таки день рождения — а потом еще и отмечать его, — если только ты этим людям в самом деле небезразличен».
Конечно, Банда лучше воспринимала такие вещи. Мне не потребовалось объяснять на словах; я мог просто обратиться к КонСенсусу и расчертить таблицу результатов: «сказать/не сказать» в столбцах, «отмечали/не отмечали» в строках, неоспоримая черно-белая логика затрат и выгод в самих ячейках. Расчет был неопровержим: единственной выигрышной стратегией оставалось умолчание. Только дураки рассказывают про свои дни рождения.
Примечания. Банда - одна из персонажей книги, Сьюзен Джеймс, лингвист с четырьмя личностями в черепушке; в будущем Уоттса внезапно перестали лечить расщепление личности, потому что пользы от него, как представлялось, больше, чем вреда, и некоторые даже стали по собственной инициативе подселять себе в мозг посторонних лиц. КонСенсус - информаторий космического корабля "Тезей", продвинутый интернет, скидывающий инфу непосредственно в мозг же, на специально встроенные туда "накладки". Вообще манипуляции с мозгом и сознанием - центральная тема романа, и автор заставляет ее зазвучать так мощно, как не снилось никаким киберпанкам.
О самой книге имею сказать, что давно мне не попадалось текстов, от которых меня надо было бы оттаскивать за уши. Плотный, жесткий, непростой, не церемонящийся с читателем, перенасыщенный терминами с переднего края науки (от квантовой физики до лингвистики), но тем не менее драйвовый от первой до последней фразы текст - а что такое драйв научного поиска, лихорадочный кайф рытья земли носом в поисках истины, знают те, кто знают. Идеологически ближе всего здесь "Солярис", но это такая же близость, как у Солнца с нашей ближайшей звездой Проксимой Центавра - просто ничего ближе не приходит в голову. Почти идеальная фантастика, в которой Чужие выглядят действительно Чужими, а люди - людьми, пусть и отмороженными ровно в той степени, какую может позволить временной разрыв почти в сотню лет (действие книги происходит в 2082 году). Фантастика, выполняющая свое предназначение на все сто: расширяющая горизонт восприятия вслед за новым опытом - и по параболе возвращающая нас к нам же, на Землю, но уже с иными темами для разговоров. И литература, выполняющая свое предназначение на все сто: последние строки читала уже другая я, не та, которая открывала первую страницу. И чертовски хороший перевод, шампанского за третий столик переводчику, он герой.
Однако варнинг: литературу в "Ложной слепоте" быстрее увидят те, кому сдастся фантастика, а для нее нужен некий бэкграунд (мне тоже местами приходилось возносить молитвы Гуглу Всемогущему, а кому легко). Персонажи, автор и издатели поясняют кое-какие реалии и термины, но отнюдь не все.
И - окончательно поняла про себя, что "приключения мозга" штырят меня куда мощнее, чем "приключения тела"; стоит ли удивляться, что сай-фай при прочих равных для меня предпочтительнее фэнтези? Вот только хорошей НФ сейчас несравнимо меньше, чем хорошей фэнтези.
ЗЫ. Да, еще. Один из персонажей книги - вампир. Абсолютно научно аргументированный и эволюционно продуманный, никакой мистики.